Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Персоналии > Щурупов Михаил Арефьевич

Щурупов Михаил Арефьевич (1815-1901)

Михаил Арефьевич Щурупов родился 15 июля 1815 года в уездном городе Аренсбурге Лифляндской губернии. Рано лишившись родителей, он воспитывался в Петербурге, в семье священника. Окончив училище Императорского человеколюбивого общества, будущий архитектор в числе двенадцати пенсионеров Министерства путей сообщения поступил в Императорскую Академию художеств.

М.А.Щурупов. Борисоглебская церковь. 1869-1882 гг. Внутр. отделка – С.О.Шестаков; рельефы на фасаде – Э.В.Менерт.Способный ученик сразу обратил на себя внимание президента Академии А.Н.Оленина, который доверил юноше составить проект реставрации Софийского собора в Киеве. Годом раньше за проект великокняжеского дворца М.А.Щурупов получил большую золотую медаль, дающую право продолжить обучение за границей. В 1840 году он покинул Россию и шестнадцать лет провел в Риме.

В издании "Памятник искусства" сообщалось: "Щурупов - пенсионер Академии в Италии, посланный туда за успехи в архитектуре. В этом молодом художнике наши отечественные древности и памятники искусства найдут искусного и усердного изыскателя. Так, по крайней мере, можно думать, основываясь на первоначальном направлении занятий его...".

Но этот прогноз оправдался не полностью. Знакомство с шедеврами античности и Ренессанса заставило молодого архитектора пересмотреть взгляды на искусство, по-новому оценить свой творческий потенциал. Он пришел к выводу, что в области архитектуры может быть лишь скромным подражателем, в то время как полнее воплотить свои творческие возможности сумеет в скульптуре.

В 1846 году скульптурными работами М.А.Щурупова восхищался посетивший Рим вице-президент российской Академии художеств граф Ф.Н.Толстой. В своем рапорте Академии он писал: "...пенсионер Щурупов кончает прекрасно им сочиненную мраморную ванну, прожектировал щит, шлем и меч России с аллегорическими изображениями. Сверх того занимается сочинением кафедрального собора и рисунками церковной утвари для храма Спасителя в Москве". В том же году представленный архитектором К.А.Тоном рисунок Щурупова, изображавший престол для главного алтаря собора Христа Спасителя в Москве, получил одобрение академического совета.

После шестилетнего пребывания в Риме молодой архитектор ослушался указа императора Николая I о возвращении в Россию и пробыл в Италии еще десять лет. В Порто Данцио он строил гостиницу, готовил эскизы для изделий бронзера Месеино и учился у него чеканке на меди, резал камеи с портретами знатных русских путешественников, принимал участие в конкурсе на проект гробницы Наполеона I. Наконец, по собственному проекту Михаил Арефьевич создал надгробный памятник великому соотечественнику Карлу Брюллову на кладбище Монте Тестачио в Риме. Судя по всему, в Италии Щурупов приобрел опыт и навыки создания мемориальных надгробий.

После смерти императора Николая I в 1855 году на запрос великой княгини Марии Николаевны о Щурупове князь Волконский писал: "Имев возможность оценить замечательное дарование этого артиста на основании моих личных наблюдений и по отзывам людей компетентных, я могу поручиться в том, что относительно вкуса в орнаментовке и изобретения наиболее грандиозных и правильных форм он не имеет соперника среди всех современных художников по этой части в самой Италии, где нет однако недостатка в художественных образцах. Это общераспространенное мнение навело меня на мысль о той пользе, какую мог бы принести у нас человек столь замечательный, везде, где представился бы случай применить его способности, в особенности же на фарфоровом и стеклянном заводах, состоящих в ведении придворного управления, и на мозаичной фабрике в Петергофе".

В том же году архитектор М.А.Щурупов возвращается в Петербург и заведует архитектурной мастерской при Императорском стеклянном заводе, а также рисовальной школой при Императорском фарфоровом заводе. В 1861 году за проект Русского археологического музея он получил звание профессора архитектуры.

В Санкт-Петербурге по проектам Щурупова строились в основном церковные здания: часовня в память 4 апреля 1866 года на Обводном канале, церковь Свв. Бориса и Глеба на Калашниковой пристани, церковь Смоленской Богоматери в память 2 апреля 1879 года на Шлиссельбургском шоссе, Крестовоздвиженская (Николо-Труниловская) церковь на углу Большой Ружейной и Большой Посадской улиц.

Храмовые постройки по проектам этого зодчего возводились во многих провинциальных городах и селах: соборы в Новой Ладоге и Усть-Ижоре, в селах Помялове, Немятове, Тетеркине, соборный комплекс в Реконской пустыни Новгородской губернии, единоверческая церковь в Торжке.

Неожиданным образом творения Щурупова оказались даже в столице Японии Токио, где по его чертежам была возведена православная церковь и для нее изготовлен иконостас.

В 1882 году М.А.Щурупов принял участие во втором туре конкурса по созданию храма Воскресения Христова в Петербурге, и предложил смелое по замыслу решение: соединить оба берега Екатерининского канала храмом, под которым в пролете-арке оставить проход для судов.

Не менее плодотворно работал Михаил Арефьевич и в других жанрах изобразительного искусства, о чем свидетельствует его скульптурный автопортрет, хранящийся в Государственном Русском музее. Этот мастер удачно сочетал в себе способности и практические навыки архитектора и скульптора, столь необходимые для успешного проектирования мемориальных сооружений.

В полной мере он сумел воплотить свое дарование в надгробном памятнике А.П.Волынскому, А.Ф.Хрущову и П.М.Еропкину при Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурге.